меню
Органы самоуправления

Научно-спортивно-творческий фестиваль курсантов, студентов и слушателей - 2012

Конкурс ораторского масерства - 2012

Осенью 2008 года в Псковском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний была создана единая комплексная структура органов самоуправления общественных организаций курсантов, студентов и слушателей.

Основные принципы деятельности органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей: коллегиальность принятия решения, гласность, законность, выборность и равноправие членов.

Деятельность органов самоуправления осуществляется на основе федеральных и ведомственных нормативных правовых актов, Устава института, локальных актов, регламентирующих деятельность каждого из направлений деятельности органов самоуправления, и принимаемых в соответствии с ними решений.

Куратором совета органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей является сотрудник института, назначаемый приказом начальника института на учебный год. Отдельные направления органов самоуправления организуют свою деятельность во взаимодействии с соответствующими подразделениями института, отвечающими за этот вид работы, и курируются назначаемыми приказом начальника института сотрудниками.

Цели органов самоуправления:
  • развитие самостоятельности, инициативы, организаторских и творческих способностей курсантов, студентов и слушателей;
  • привлечение курсантов, студентов и слушателей к активному участию в решении задач, стоящих перед коллективом института в ходе учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской деятельности;
  • привлечение молодых ученых из числа сотрудников института в качестве кураторов органов самоуправления;
  • организация культурного, нравственно-эстетического, военно-патриотического воспитания курсантов, студентов и слушателей, организация их культурного досуга;
  • повышение культурно-нравственного и духовного уровня курсантов, студентов и слушателей;
  • активизация научно-исследовательской и интеллектуально-творческой деятельности курсантов, студентов и слушателей;
  • формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельности института и Федеральной службы исполнения наказаний в целом, повышение авторитета и престижа службы, популяризация профессии сотрудника правоохранительных органов.
Задачи органов самоуправления:
  • разработка мер, способствующих повышению качества знаний курсантов, студентов и слушателей, укреплению служебной дисциплины, организованности и порядка;
  • участие в формировании здорового морально-психологического климата в коллективах курсантов, студентов и слушателей;
  • привлечение курсантов, студентов и слушателей института к участию в учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности;
  • участие в планировании и проведении мероприятий воспитательного характера;
  • разработка и внесение предложений по совершенствованию воспитательной работы с курсантами, студентами и слушателями;
  • участие в подготовке и проведении научных, культурно-массовых и спортивных мероприятий, организации свободного времени (досуга) курсантов, студентов и слушателей;
  • рассмотрение вопросов, связанных с состоянием служебной дисциплины в институте на курсах, соблюдением курсантами, студентами и слушателями морально-этических норм поведения, подготовка материалов для обсуждения проступков курсантов;
  • внесение предложений о применении дисциплинарного и общественного воздействия к нарушителям;
  • внесение ходатайств о смягчении или снятии мер дисциплинарного взыскания;
  • привлечение курсантов к участию в научных, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых другими учебными заведениями и общественными организациями;
  • взаимодействие с молодежными и студенческими организациями других учебных заведений, общественными организациями;
  • информирование личного состава института о своей деятельности.
Состав органов самоуправления

Высшая инстанция органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей – собрание (конференция) курсантов, студентов и слушателей института. В промежутках между собраниями функции высшего органа возлагаются на совет самоуправления курсантов, студентов и слушателей.

На сегодняшний день органы самоуправления включают 10 основных элементов:

Научное общество курсантов, студентов и слушателей

Курсантское научное общество (или научное общество курсантов, студентов и слушателей) – старейшее общественное формирование курсантов, студентов и слушателей, возникшее в 2001 году одновременно с созданием первых курсантских научных кружков. Однако как целостная организация курсантское научное общество начало функционировать только с 2004 года, когда был назначен куратор, избран председатель и сформирован совет курсантского научного общества.

В настоящее время в составе научного общества функционируют 18 на-учных кружков и научно-исследовательских групп: «Государство и право», «Планирование карьеры», «Права и свободы человека», «Права человека в современном мире», «Практическая психология», «Оперативник», «Цивилистика», «Криминалист», «Исследования по менеджменту и маркетингу», «Уголовно-исполнительное право и криминология», «История функционирования пенитенциарных учреждений России», «Исследование преступности несовершеннолетних», «Английский язык», «Отечественная история», «Немецкий язык», «Управления УИС», «Информатика», «Административное и конституционное право».

При активном участии членов научного общества в 2010 учебном году было проведено 7 научно-теоретических и научно-практических конференций курсантов, студентов и слушателей, в том числе 4 международные:

  • II Международная научно-практическая конференция «Организация воспитательной и внеучебной работы в высших учебных заведениях»;
  • Международная научно-практическая конференция «Противодействие незаконному обороту наркотических средств и прекурсоров»;
  • Международная научно-практическая конференция «Реформирование уголовно-исполнительной системы: современное состояние и перспективы»;
  • V Международная научно-теоретическая конференция адъюнктов, кур-сантов, студентов и слушателей «Вузовская наука как составной элемент под-готовки специалистов» (секции уголовного и уголовно-исполнительного права, уголовного процесса и криминалистики, гражданского права, теории и истории государства и права, общей, пенитенциарной и педагогической психологии, общетеоретических вопросов организации вузовской науки);
  • Межведомственная научно-практическая конференция «Взаимодействие религиозных организаций и уголовно-исполнительной системы: история и современность»;
  • IV итоговая научно-теоретическая конференция курсантов, студентов и слушателей «Уголовно-исполнительная система: теория и практика»;
  • научно-теоретическая конференция курсантов, студентов и слушателей «Проблемы наказаний, не связанных с лишением свободы в современном об-ществе: российский и зарубежный опыт»;
  • Межвузовская научно-теоретическая конференция адъюнктов, курсантов студентов и слушателей «Конституция и исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества».

Активное участие курсанты института приняли в Международной научно-практической конференции «Проблемы альтернативных лишению свободы видов наказания: в России и зарубежных странах».

11 круглых столов, из них 6 – международные:

  • «Правовое регулирование исполнения наказаний в дореволюционный и советский период»;
  • «Проблемы использования информационных технологий в правоохранительной деятельности»;
  • «Профилактика и предупреждение преступности несовершеннолетних в России: отечественный и зарубежный опыт»;
  • «Духовно-нравственное наследие русских теоретиков права»;
  • «Компенсация морального вреда: проблемы теории и практики»;
  • «Молодежная мысль в науке и образовании»;
  • «Культурные, военные и дипломатические взаимоотношения России и Германии»;
  • «Особенности правового регулирования трудовых отношений сотрудников уголовно-исполнительной системы»;
  • «Иван Васильевич Платонов и его время»;
  • «С.В. Познышев – российский юрист и психолог»;
  • «Профилактика и противодействие наркомании среди лиц, осужденных к наказания, не связанным с изоляцией от общества».

Международный научно-практический семинар: «Экономика в уголов-но-исполнительной системе в период реформирования: проблемы и перспективы развития».

Кроме того, состоялись научные дебаты по вопросам гражданского права, Олимпиада курсантов, студентов и слушателей по немецкому языку, олимпиада курсантов, студентов и слушателей по английскому языкам, IV олимпиада курсантов, студентов и слушателей по истории (в форме интеллектуального турнира)

Курсанты, студенты и слушатели института также приняли участие в 16 научных мероприятиях, проводившихся образовательными учреждениями Федеральной службы исполнения наказаний и другими ведомствами и организациями:

  • круглом столе с представителями органов студенческого самоуправления вузов города Пскова (январь 2010 года, администрация муниципального образования «Город Псков»);
  • межвузовской научно-практической конференции курсантов, слушате-лей, адъюнктов, аспирантов «Проблемы реализации уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера: взгляд молодого поколения» (февраль 2010 года, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний);
  • межвузовской научно-теоретической конференции курсантов, сту-дентов и слушателей «Теоретические и прикладные аспекты юридической деятельности» (май 2010 года, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний);
  • межвузовской научно-практической конференции адъюнктов, кур-сантов, студентов и слушателей «Уголовно-исполнительная система России в условиях реформирования» (апрель 2010 года, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний);
  • I Всероссийских Александро-Невских чтениях «Александр Невский и его роль в государственной и общественной жизни России: история и современность» (апрель 2010 года, г. Псков);
  • экспертном проектно-аналитическом семинаре «Забытые крепости XX века» (апрель 2010 года, г. Псков);
  • региональной научно-практической конференции с международным участием «Изучение, сохранение и использование объектов историко-архитектурного наследия» (апрель 2010 года, г. Псков);
  • конференции, посвященной 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне (апрель 2010 года, г. Псков);
  • информационно-обучающем семинаре по использованию Региональной информационно-аналитической системы «Молодые ученые России» (май 2010 года, г. Псков);
  • IV региональных «Чудских чтениях» (май 2010, Псковская областная универсальная научная библиотека);
  • Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер – 2010», смена «Технология добра (волонтерство и социальные проекты)» (июль 2010 года, Тверская область);
  • Научно-практической конференции «Псковщина – земля воинской сла-вы» (октябрь 2010, Псковский государственный педагогический университет);
  • Круглом столе «Молодежь и право» (декабрь 2010 года, Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике);
  • Заседание Координационного совета молодых юристов проводившегося Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» (октябрь 2010, г. Москва);
  • Межрегиональном сборе студенческих активов высших и средних про-фессиональных учреждений Северо-Западного региона «ОССА» (ноябрь 2010, Вологодская область);
  • ежегодной итоговой научно-теоретической конференции адъюнктов, со-искателей, курсантов, слушателей и студентов «Человек: преступление и наказание» в Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний.

Кроме того, курсанты, студенты и слушатели института участвовали в 16 конкурсно-оценочных мероприятиях и олимпиадах:

  • Второй Всероссийский студенческий конкурс «Экоюрист-2010» (организаторы – Экологический правозащитный центр «Беллона», журнала «Экология и право», Интернет-портал Pravo-WEB);
  • V Всероссийском профессиональном конкурсе «ПРАВОВАЯ РОССИЯ» (организатор – Российская ассоциация правовой информации «ГАРАНТ»);
  • межвузовской модели Конституционного Суда Российской Федерации (организатор – Уральская государственная юридическая академия);
  • межвузовской викторине по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы России (организатор – Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний);
  • Всероссийской олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности (организатор – Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков);
  • ежегодной олимпиаде студентов и курсантов образовательных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний (организаторы – Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральная служба исполнения наказаний);
  • Международном конкурсе вузовской прессы Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний (организатор – Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний);
  • Международном конкурсе ораторского мастерства «Цицероний – 2010» (организатор – Академия МВД Республики Беларусь);
  • конкурсе ораторского мастерства «Oratio – 2010» (организатор –Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказа-ний);
  • конкурсе вузовской прессы образовательных учреждений города Пскова (организатор – Комитет по делам молодежи города Пскова);
  • Всероссийском конкурсе курсовых, дипломных работ, связанных с ге-роическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа (организатор – Департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации);
  • Конкурс на лучшую научную работу среди учащейся молодежи по теме «Псковщина – земля воинской славы» (организаторы – Псковская городская Дума, Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова, Правление международного союза общественных объединений «Всевеликое Войско Донское», Псковский казачий округ);
  • III Межвузовская олимпиада по английскому языку (организатор – Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики);
  • Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер – 2010», смена «Технология добра (волонтерство и социальные проекты)» (организатор – Федеральное агентство по делам молодежи»);
  • Межрегиональном сборе студенческих активов высших и средних про-фессиональных учреждений Северо-Западного региона «ОССА» (организатор – Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике Вологодской области, Вологодская областная организация «Российский союз молодежи, Вологодский областной молодежный центр «Содружество, педагогический отряд «Мы вместе»);
  • Проекте «Школа Активного Гражданина» (организатор – Избирательная комиссия Псковской области и Общественный фонд «ГОЛОС-Северо-запад»).

Самыми значимыми итогами участия в этих олимпиадах стали победа курсанта второго курса Яны Карасевой с конкурсной работой «История применения альтернативных видов наказания в Российском государстве» в номинации «История Минюста России и Федеральной службы исполнения наказаний» и второе место курсанта четвертого курса Александра Гутары с конкурсной работой «Нормативно-правовая регламентация противодействия коррупции в истории Российского государства (XVIII в.)» в номинации «Реализация Национального плана противодействия коррупции» по итогам финального тура ежегодной олимпиады студентов и курсантов образовательных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний, третье место в номинации «Работа общественных объединений по профилактике наркомании» курсанта третьего курса Ульяны Жадейко с конкурсной работой «Роль церкви в профилактике наркомании и реабилитации наркоманов» по итогам ежегодной Всероссийской олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности, которая проводилась Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков совместно с Комиссией Совета Федерации по делам молодежи и туризму и Сенаторским клубом; второе место курсанта второго курса Екатерины Степановой с конкурсной работой

«Служа народу – служу закону» в конкурсе на лучшую научную работу среди учащейся молодежи по теме «Псковщина – земля воинской славы», включение ежемесячного информационного издания органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний газеты «Курсантская правда» в пятерку лучших средств массовой информации в номинации «Газета вуза» по итогам конкурсе вузовской прессы «МЕДИАПОКОЛЕНИЕ – 2009», который был организован Министерством образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургским отделением МедиаСоюза и коммуникационным агентством AGT; выход в финальный тур V Всероссийского профессионального конкурса «ПРАВОВАЯ РОССИЯ», организованного Российской ассоциацией правовой информации «ГАРАНТ», нескольких курсантов института (отметим, что в конкурсе принимало участие несколько тысяч конкурсантов) и многое другое.

Особо следует подчеркнуть, что курсанты, студенты и слушатели совместно со своими научными руководителями ежегодно принимают активное участие в научных мероприятиях всероссийского и международного уровня, которые определяют проведение молодежной политики в текущем году. Так, в мае 2008 года делегация института приняла участие в Международном студенческом фестивале «Весна ЮУрГУ – 2008», в рамках которого члены делегации стали участниками 4 конференций: «Инновационное развитие экономических систем в России», «Современные аспекты организации внеучебной и воспитательной работы в вузах», «Государство, власть, студенческие профсоюзы: реалии и перспективы», «Процессы глобализации и перспективы России: история, политика, экономика, право», а также конкурса вузовской прессы «Мой вуз – моя семья» (Челябинск, 4–8 мая 2008 г.) и хореографических конкурсах. Следует отметить, что Псковский юридический институт Федеральной службы ис-полнения наказаний был единственным вузом силовых ведомств, представители которого приняли участие в работе этого фестиваля.

Летом 2009 года представители института приняли участие в первой смене Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер – 2009», который проводился при поддержке Правительства Российской Федерации в рамках Года молодежи. В ходе первой смены работали два направления – «Зворыкинский проект» и «Россия для всех», в работе которых приняли участие более 7000 человек. Представители института представили на суд жюри и участников форума два проекта сотрудников и слушателей института: «Социально-психологическая, трудовая и спортивная реабилитация подростков группы социального риска в Псковской области» и «Создание органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний», а также прошли обучение в открытом инновационном университете, в котором преподавали ведущие лекторы и ученые из лучших вузов страны.

В ходе работы форума сотрудники и курсанты института приняли уча-стие в телемостах с Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым и генеральным директором государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» А.Б. Чубайсом, встречах с министром образования и науки А.А. Фурсенко и министром спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации В.Л. Мутко, а также посетили лекции, мастер-классы, тренинги, которые проводили ведущие ученые, политологи, журналисты, обще-ственные деятели России.

Итогом участия в форуме стала презентация научной, общественной и образовательной деятельности Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний и знакомство с последними достижениями в науке и образовательной деятельности. Было установлено взаимодействие и планируется организовать тесное сотрудничество с общественным движением «Молодые юристы России», которое объединяет представителей более 30 ведущих вузов России и занимается программами по подготовке юристов в области инноваций, анализом законопроектов на коррупционную емкость, законотворческой и иной деятельностью. Планируется, что несколько адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей института войдут в состав этого общественного движения. Кандидатура одного из представителей Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний была предложена для включения в списки Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) для организации и координации работы в регионах. Это должно позитивно сказаться на работе с молодежью в нашем институте и позволит более успешно координировать работу в научной, спортивной, творческой и общественной деятельности.

В июле 2010 года адъюнкты и курсанты института стали участниками смены «Технология добра (волонтерство и социальные проекты)», которая проводилась в рамках Всероссийского молодежного образовательного форума «Селигер – 2010», организованного при поддержке Федерального агентства по делам молодежи Российской Федерации как эффективная системная площадка по отбору, развитию и поддержке талантливых молодых людей на пути к созданию конкурентоспособных товаров и услуг, гражданских и общественных проектов. Курсанты института представили на суд экспертного жюри проект программы индивидуального наставничества над детьми, оставшимися без попечения родителей «Старший брат. Старшая сестра», который получил высокую оценку экспертного жюри и рекомендацию развивать эту работу в дальнейшем.

Участие в мероприятиях такого уровня позиционирует уголовно-исполнительную систему и образовательные учреждения Федеральной службы исполнения наказаний как динамично развивающуюся службу, в которой работают и обучаются заинтересованные и талантливые сотрудники, курсанты, студенты и слушатели. Учитывая это, планируется расширять участие в подобных мероприятиях и активнее привлекать к участию в научных конференциях, круглых столах и семинарах представителей других ведомств и органов исполнительной власти.

Проект программы «Школа научного лидерства»


Интеллектуальный клуб

Интеллектуальный клуб организует проведение в институте турниров по интеллектуальным играм, решает вопросы участия курсантов, студентов

и слушателей института в турнирах, которые проводятся другими учебными заведениями и организациями, в том числе и зарубежными.

Интеллектуальный клуб Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний возник в 2005 году. Именно в это время появились первые курсантские команды «50/50» и «Пятница – 13». В течение последних нескольких лет это достаточно стабильно функционирующее направление, объединяющее на сегодняшний день 10 клубных команд, в которых играют около 60 знатоков, а также две сборные команды курсантов, студентов и слушателей – «Альгвасилы» и «Псковский юридический институт», сборная команда сотрудников, адъюнктов и выпускников института «Латинский квартал». Силами интеллектуального клуба в институте организуются турниры по интеллектуальным играм, решаются вопросы участия курсантов, студентов и слушателей института в турнирах, которые проводятся другими учебными заведениями и организа-циями, в том числе и зарубежными.

В 2009/10 учебном году знатоки интеллектуального клуба института приняли участие в 15 турнирах по интеллектуальным играм: «Псковские снетки», «Азовский бриз», «Первенство Сибири», «Кубок Мосфильма», «Весна Голливуда», «Щит и меч – 2009», «Осень – 2009», «Осень – 2010», «Золотая звезда», Открытом Всероссийском синхронном чемпионате по интеллектуальным играм, Молодежном кубке мира по интеллектуальным играм, синхронном турнире по интеллектуальным играм в рамках Всемирного движения интеллекта, Всероссийском юношеском чемпионате по интеллектуальным играм, Всероссийском чемпионате вузов по интеллектуальным играм. Почти половина команд института включена в мировой рейтинг Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?».

Силами знатоков интеллектуального клуба Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний ежегодно проводятся два вузовских турнира по интеллектуальным играм «Весна» и «Осень», а также Международный турнир по интеллектуальным играм. В 2010 году Международный турнир по интеллектуальным играм «Золотая звезда» единственный в образовательных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний получил лицензию Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?».

Интеллектуальным клубом Псковского юридического института предложено проведение Международного чемпионата по интеллектуальным играм для интеллектуальных команд силовых ведомств на базе трех учебных заведений: Академии МВД Республики Беларусь, Днепропетровского государственного университета внутренних дел и Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний. Предполагается, что чемпионат будет состоять из трех турниров: турнир Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь «Щит и меч», турнир Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний «Золотая звезда» и турнир Днепропетровского государственного университета внутренних дел.

Предполагаемыми целями и задачами международных чемпионатов должно стать:

  • развитие интеллектуальных способностей, аналитического и творческого мышления, расширение кругозора, эстетическое воспитание и образование молодежи;
  • популяризация интеллектуального творчества и интеллектуально-игрового движения;
  • предоставление дополнительных возможностей для творческой само-реализации участников клубов интеллектуального творчества;
  • укрепление связей между клубами интеллектуального творчества;
  • формирование позитивного общественного мнения о силовых ведомствах;
  • укрепление международного и межведомственного взаимодействия курсантов, студентов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств;
  • выявление сильнейших команд среди участников чемпионата.

Проект положения о проведении Международного чемпионата по интеллектуальным играм среди курсантов, студентов и слушателей образовательных учреждений силовых министерств и ведомств


Совет по культурно-досуговой работе

Совет по культурно-досуговой работе в составе органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей начал свою работу в декабре 2008 года, однако фактически творческие коллективы, художественная самодеятельность, клуб веселых и находчивых появились в институте еще в 2001 году.

Это направление решает вопросы организации культурно-массовых мероприятий, участия курсантов, студентов и слушателей института в культурно-массовых мероприятиях, которые проводятся другими учебными заведениями и организациями, в том числе и зарубежными.

В настоящее время в работе указанного направления принимают участие более 50 курсантов, студентов и слушателей. В институте существуют три команды КВН, два хореографических коллектива эстрадного танца – «Black Heart» и «Bloosom», вокальная студия «Мелодия». В минувшем учебном году при активном участии членов совета по культурно-досуговой работе было организовано и проведено более 85 творческих мероприятий: курсанты и студенты института принимали участие в чемпионате города по военно-тактическим играм, городских соревнованиях по историческому ориентированию, городском студенческом чемпионате игр КВН (по итогам сезона игр КВН команда Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний стала лидером в своей лиге);

работали на фортификационных сооружениях крепости Старый Изборск. Творческие коллективы института приняли участие в совместной акции с Управлением ФСКН России по Псковской области «Скажи наркотикам нет!». В рамках планов выходного дня проводились встречи с известными в городе писателями, художниками, театральными критиками. Были организованы экскурсии по историческим местам Пскова, в Санкт-Петербург и Петергоф, Печоры, Старый Изборск и др. Курсанты и слушатели института подготовили культурно-спортивные мероприятия для детей с девиантным поведением, а также концертную программу, посвященную закрытию смены «Юный спецназовец». Курсанты и слушатели института провели несколько бесед с подростками о вреде алкоголизма и наркомании. Кроме того, на областном туристическом слете команда курсантов института заняла 8 призовых мест в различных конкурсах и соревнованиях.
В перспективе планируется привлечение курсантов, студентов и слушателей института к участию в качестве помощников воспитателей в работе Центра социальной реабилитации для трудновоспитуемых подростков, который планируется открыть на территории загородной учебной базы Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний.

Творческий коллектив института принял участие в IV Всероссийском смотре-конкурсе художественной самодеятельности среди сотрудников УИС в г. Архангельске, где ребята заняли призовые места, в областном смотре-конкурсе, проводимом в пос. Идрица, а также областном студенческом фестивале «Псковская весна – 2009».

Следует отметить, что в последнее время значительно расширилось участие студентов факультета подготовки государственных и муниципальных служащих в КВН и творческих мероприятиях.

Спортивное общество

Спортивное общество в составе органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей было создано в декабре 2008 года, хотя занятия спортом всегда были одним из приоритетных направлений подготовки будущих офицеров уголовно-исполнительной системы.

С созданием спортивного общества к организации спортивных мероприятий, приобщению курсантов, студентов и слушателей к здоровому образу жизни и занятиям спортом стали активнее привлекаться сами курсанты. Это общественное формирование призвано организовывать проведение в институте турниров по различным видам спорта, решать вопросы участия курсантов, студентов и слушателей института в турнирах, чемпионатах, которые проводятся другими учебными заведениями и организациями, в том числе и зарубежными.

В институте функционируют 11 секций (легкая атлетика и летний слу-жебный биатлон, самбо, дзюдо, рукопашный бой, бокс, стрельба из табельного оружия, футбол, волейбол, настольный теннис, гиревой спорт, армрестлинг), начинают активно развиваться такие направления, как пейнтбол и спортивный туризм.

Ежегодно в институте проводится около 30 спортивных мероприятий. Кроме того, курсанты принимают участие более чем в 50 международных, всероссийских, ведомственных, областных, городских и иных спортивных мероприятиях. Среди наиболее значимых спортивных мероприятий последнего года следует отметить чемпионат среди сотрудников и курсантов территориальных органов и образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний по комплексному единоборью (сентябрь 2009 года, г. Псков); чемпионат вузов города Пскова по мини-футболу (февраль 2010 года, г. Псков); чемпионаты ВФСО «Динамо» и чемпионаты города Пскова и Псковской области по различным видам спорта.

В целом к активному занятию спортом привлечено около 80 курсантов, студентов и слушателей, некоторые из них добились значительных результатов: три курсанта института являются мастерами спорта (Ольга Иванова – по художественной гимнастике, Сослан Савлохов – по вольной борьбе, Аслан Хамхоев – по вольной борьбе), семь курсантов, студентов и слушателей – кандидаты в мастера спорта (Мовсар Шахмурадов – по боксу, Елена Никишина – по футболу, Апти Саидов – по вольной борьбе, Алена Бодюл – по художественной гимнастике, Анастасия Егорова – по спортивной акробатике, Анна Курганова – по тхеквондо, Дмитрий Борников – по гребле на каноэ).

Юридическая клиника

Юридическая клиника Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний возникла в марте 2008 года с целью организации практического обучения курсантов, студентов и слушателей правильной работе с клиентами, оказания безвозмездной юриди-ческой помощи социально незащищенным слоям населения, приобретения курсантами, студентами и слушателями навыков работы в области юриспруденции, а также улучшения правовой грамотности населения. В декабре 2008 года в качестве одного из направлений юридическая клиника была включена в состав органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей института.

Юридическая клиника осуществляет свою деятельность в форме обще-ственной приемной, в которой курсанты, слушатели, студенты и адъюнкты (аспиранты) под руководством высококвалифицированных преподавателей осуществляют прием граждан по правовым вопросам и оказывают им необходимые правовые услуги, а также дают письменные консультации по вопросам, поступившим от осужденных, находящихся в местах лишения свободы.

Занятия в юридической клинике организуются по программам юридического клинического образования России с привлечением практических юристов, работников правоохранительных органов и преподавателей института.

В ближайшее время планируется при работе с осужденными в местах лишения свободы использовать видеоконференц-связь. Таким образом, юридическая помощь будет оказываться без выезда в исправительные учреждения, что позволит увеличить количество рассматриваемых заявлений, сократить время на их рассмотрение и в целом повысить эффективность работы клиники.

Основные направления работы юридической клиники:

  • проведение выездных сессий в исправительные учреждения Псковской области, в ходе которых курсантами и слушателями под руководством преподавателей осуществляется бесплатное консультирование осужденных и работников колоний по различным правовым вопросам (в 2009 году было проведено 12 таких выездов);
  • организация выездных консультаций в районы Псковской области, в ходе которых осуществляется юридическое консультирование граждан на безвозмездной основе. Выезды осуществляются в различные районы области 1–2 раза в неделю;
  • ежедневное консультирование граждан, за исключением выходных дней, на безвозмездной основе в постоянно действующих пунктах работы юридической клиники.

4 сентября 2009 года помощник депутата Государственной Думы Российской Федерации Владимира Головнева Сергей Терешенко во время проверки работы региональной общественной приемной отметил, что «Псковская общественная приемная Путина – пока единственная в России, где на общественных началах с гражданами работают студенты Псковского юридического института. В Псковской приемной Владимира Путина накоплен уникальный опыт работы с обращениями граждан. И, по моему мнению, роль личности здесь явилась определяющей. Этот опыт в обязательном порядке будет обобщен и направлен в качестве рекомендаций губернаторам и для обязательного использования руководителям фракций «Единой России» в заксобраниях».

Кроме того, в рамках реализации социально значимого проекта создания центров оказания бесплатной юридической помощи Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказания выиграл грант на развитие мобильной юридической клиники.

Пресс-центр

Еще в 2004 году в составе совета курсантского научного общества была введена должность курсанта, отвечавшего за редакционную деятельность курсантов, студентов и слушателей. В связи с увеличением объема выполняемой работы в декабре 2008 года был создан пресс-центр как отдельное направление в составе органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей, который осуществляет: редактирование всех материалов курсантов, студентов и слушателей, поступающих для издания; выдвижение отдельных материалов курсантов, студентов и слушателей для опубликования в сборниках научных трудов профессорско-преподавательского состава и научном журнале «Безопасность уголовно-исполнительной системы»; пропаганду изданий института; организацию выставок изданий научного общества на конференциях, семинарах, круглых столах, читательских конференций по изданиям института; помощь и консультации новым членам научного общества в работе с библиотечными каталогами и справочной литературой; сбор и обработку информации, касающейся деятельности самоуправления курсантов, студентов и слушателей, а также осуществляет выпуск ежемесячного информационного издания органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний – газеты «Курсантская правда», стенгазет.

Газета «Курсантская правда» издается с 5 марта 2007 года, за время ее существования было выпущено более двадцати номеров газеты.

В 2008 году газета приняла участие в конкурсе вузовской прессы, который проводился в рамках Международного студенческого фестиваля «Весна ЮУрГУ – 2008», и была награждена дипломом участника, а также благодарственным письмом от Главного управления по делам печати и массовой коммуникации Челябинской области за творческий подход и стремление к профессиональному мастерству.

Осенью 2009 года газета «Курсантская правда» приняла участие в кон-курсе студенческих СМИ «МЕДИАПОКОЛЕНИЕ – 2009», который проводился Общероссийской общественной организацией работников СМИ «МедиаСоюз» и Министерством образования и науки Российской Федерации при содействии коммуникационного агентства AGT, по итогам которого «Курсантская правда» вошла в пятерку лучших студенческих средств массовой информации в номинации «Газета вуза».

В работе пресс-центра принимают участие около 20 курсантов, студентов и слушателей института.

Этический совет

В декабре 2008 года в Псковском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний был воссоздан ранее существовавший курсантский суд чести. В июне 2009 года на общем собрании (конференции) курсантов, студентов и слушателей института было принято решение об изменении названия и функций этого направления, которое с этого момента получило новое название – «Этический совет».

Этический совет призван оказывать помощь в воспитательной работе с курсантами Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, способствовать сплочению коллектива, созданию в них обстановки нетерпимости к нарушениям служебной дисциплины, давать нравственную оценку выносимых на их рассмотрение проступков курсантов, студентов и слушателей, оберегать и укреплять авторитет института, формировать у личного состава верность к гражданскому и служебному долгу, способствовать формированию служебного поведения в соответствии с требованиями и нормами, предъявляемыми к государственным служащим.

В настоящее время в состав этического совета входят 9 человек, изби-раемые от учебных групп курсантов и слушателей из числа наиболее дисциплинированных и ответственных курсантов института, обладающих правом голоса, а также секретарь совета. В соответствии с Положением заседания этического совета должны проходить еженедельно и на его заседания должны выноситься все случаи нарушения служебной дисциплины со стороны курсантов или слушателей института, а также вопросы, связанные с конфликтами интересов. Если этический совет будет не в силах решить возникающие вопросы, то дальнейшее их рассмотрение должно передаваться в общеинститутскую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению работников института и урегулированию конфликта интересов.

Совет учебных групп

Совет учебных групп был сформирован в декабре 2008 года, одновременно с созданием органов курсантов, студентов и слушателей. Его цель – решение вопросов, связанных с активизацией учебного процесса, помощью отстающим курсантам, студентам и слушателям, состоянием и улучшением санитарно-бытовых условий проживания курсантов, а также качества питания. Члены совета должны принимать участие в оценке качества учебно-воспитательного процесса, при проведении социологических исследований (анкетирований), в предварительном обсуждении текстов служебных аттестаций выпускников.

В настоящее время в работе совета принимают участие 14 курсантов и слушателей института, которые делегируются по одному представителю от каждой учебной группы. Студенты факультета подготовки государственных и муниципальных служащих пока не принимают участия в работе этого направления, но в ближайшее время планируется привлечь их к работе совета.

В минувшем учебном году при участии членов совета учебных групп было разработано Положение о конкурсе на лучший учебный взвод. Курсанты, с позиции переменного состава, внесли в него целый ряд важных предложений, а также оказали помощь в оборудовании учебных комплексов и полигонов. В дальнейшем планируется активно привлекать представителей совета учебных групп, как и совет самоуправления в целом, к проведению конкурса на лучший учебный взвод, в ходе проведения которого будет учитываться не только успеваемость и дисциплинарная практика, но и активность в научной и общественной работе. Представители совета учебных групп совместно с сотрудниками и работниками института входят в состав кулинарного совета, сформированного для контроля за качеством приготовления пищи и разнообразием меню.

Совет по международному и межвузовскому сотрудничеству

Совет по международному и межвузовскому сотрудничеству как отдельное направление органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний возникло в декабре 2008 года.

Это направление осуществляет связь общественных формирований и совета самоуправления курсантов, студентов и слушателей с образовательными учреждениями, общественными организациями и администрацией, а также с зарубежными образовательными учреждениями по вопросам, касающимся деятельности самоуправления курсантов, студентов и слушателей. Результатом работы этого направления является проведение всех международных и межвузовских мероприятий с участием курсантов, студентов и слушателей.

В работе направления принимают участие 6 курсантов, которые осуществляют взаимодействие с аналогичными структурами или представителями образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также с курсантами вузов ближнего зарубежья: Академии МВД Республики Беларусь, Днепропетровского государственного университета внутренних дел, Запорожского юридического института Днепропетровского государственного университета внутренних дел, Классического приватного университета, Института права им. Владимира Сташиса Классического приватного университета, Академии Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, Харьковского национального университета внутренних дел, Павлодарского юридического колледжа Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан.

Один из результатов деятельности этого направления – организация подготовки и проведения ежегодного Международного научно-спортивно-творческого фестиваля курсантов, студентов и слушателей, который проводится в Псковском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний с целью широкой пропаганды научно-исследовательской, спортивной и творческой деятельности среди курсантов, студентов и слушателей, формирования позитивного общественного мнения о Федеральной службе исполнения наказаний и ее деятельности, а также патриотического, профессионального, нравственного, правового, эстетического и физического воспитания курсантов, студентов и слушателей. В числе приоритетных задач, которые решаются в ходе проведения фестиваля, отметим следующие:

  • оценка развития научной и интеллектуально-творческой работы курсантов, студентов и слушателей, а также соответствия ее основным направлениям научно-исследовательской деятельности образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний;
  • развитие дальнейшего всестороннего сотрудничества между вузами России и других стран;
  • обобщение результатов деятельности образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний по организации научно-исследовательской, спортивной и интеллектуально-творческой работы курсантов, студентов и слушателей, выявление наиболее эффективных форм научно-исследовательской работы курсантов, студентов и слушателей (далее – НИРКСС), методов ее внедрения в учебный процесс, а также решение других методических вопросов.

Учредителями III Международного научно, спортивно, творческого фестиваля курсантов, студентов и слушателей, который проводился в этом году и получил название «Псковское вече» выступили Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, Государственный комитет Псковской области по молодежной политике и спорту и администрация города Пскова.

В работе этого фестиваля приняли участие около 500 человек, в том числе более 300 гостей (из них 21 – из образовательных учреждений Республики Беларусь и Украины, 51 – из образовательных учреждений Российской Федерации (кроме Пскова), 185 – из вузов города Пскова, 49 – из учреждений и органов государственной власти и общественных организаций).

В работе фестиваля приняли участие представители более 20 образова-тельных учреждений Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины, в первую очередь силовых ведомств.

Активное участие в работе фестиваля приняли представители органов власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных организаций г. Пскова и области.

В рамках работы фестиваля были проведены 4 научно-практические и научно-теоретические конференции, 5 круглых столов, научно-практический семинар, дебаты по вопросам гражданского права, олимпиады по немецкому и английскому языкам, олимпиада по истории Отечества (в форме интеллектуального турнира), посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Также был проведен Международный турнир по интеллектуальным иг-рам «Золотая звезда» («Брейн-ринг» и «Что, где, когда?), получивший лицензию Международной ассоциации клубов «Что, где, когда?».

Были также проведены спортивные мероприятия (комбинированная служебно-прикладная эстафета для команд образовательных учреждений силовых ведомств, волейбол, настольный теннис, армрестлинг, подтягивание на перекладине, соревнования по стрельбе в электронном тире), состоялось заседание клуба веселых и находчивых.

Одним из новых мероприятий, проводившимся в рамках фестиваля, стал конкурс вузовской прессы, подготовленной курсантами, студентами и слушателями. На конкурсе были представлены курсантские и студенческие средства массовой информации девяти образовательных учреждений. Конкурсный отбор и определение победителей и призеров осуществляли представители Управления по информационной политике и связям с общественностью администрации Псковской области и представители городских средств массовой информации.

В первый день фестиваля в целях единения коллектива участников и формирования положительного настроя на дальнейшее взаимодействие психологи института провели деловые игры с командами с применением методов телесно-ориентированного подхода.

Участникам фестиваля была представлена театральная постановка «Па-мять сердца», посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Самое активное участие в организации и проведении как всего фестиваля в целом, так и отдельных его мероприятий приняли члены самоуправления курсантов, студентов и слушателей.

С целью изучения социально-психологического климата фестиваля ка-федрой ресоциализации и трудовой адаптации осужденных была разработана анкета для гостей и участников. В результате были получены следующие результаты:

  • В числе наиболее ярких мероприятий фестиваля были отмечены ин-теллектуальные игры, КВН, комбинированная служебно-прикладная эстафета, гала-концерт гостей, обзорная экскурсия по городу Пскову, в Псково-Печерский монастырь и крепость Старый Изборск, деловые игры.
  • Основными достоинствами фестиваля, по мнению гостей, являлись хорошая организация мероприятия, большое количество участников, разноплановость проводимых мероприятий, активность и хорошая подготовка курсантов, студентов и слушателей Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, общение с курсантами других образовательных учреждений силовых ведомств.

Гости и участники выдвинули ряд предложений, направленных на улучшение проведения фестиваля:

  • выделить больше свободного времени гостям для знакомства с горо-дом;
  • уменьшить плотность мероприятий фестиваля;
  • улучшить концертную подготовку курсантов, студентов и слушателей Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний.

В целом результаты анкетирования показали, что гости и участники фестиваля удовлетворены организацией и проведением фестиваля. Кроме того, они высказали желание принять участие в работе фестиваля в будущем году.

В целях дальнейшего расширения взаимодействия курсантов, студентов и слушателей планируется активизировать работу по подготовке и подписанию соглашений о творческом сотрудничестве со студенческими и курсантским обществами вузов России и ближнего зарубежья.

Мероприятия органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей активно освещаются в средствах массовой информации г. Пскова и Псковской области: государственной телерадиокомпанией «Псков», городским телевидением «Телеком», газетами «Псковская правда», «Стерх», радиостанцией «Россия», а также информационными агентствами «Псковская лента новостей» (www.pln.ru), «Великие луки.ru» (www.vluki.ru), «Великие луки.net» (www.vluki.net) «Стерх-медиа» (www.sterhmedia.ru), официальный сайт г. Пскова (www.pskovgorod.ru), «Северо-Западный ФО. Новости» (www.2.plus7.ru), «RussiaRegionPress» (www. pskov.russiaregionpress.ru), Псковское агентство информации (www.informpskov.ru), «ВЛуки.info.ru» (www.vluki.info.ru), www.mwd.ru, www.newstoyou.ru, www.vodabudet.ru, www.km.vluki.ru, www.big-sklad.ru., www.pskovlife.ru. Неоднократно материалы с описанием деятельности общественных формирований курсантов, студентов и слушателей Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний публиковались в ведомственном журнале «Преступление и наказание».

На базе института создана и функционирует секция психологов силовых структур Псковского регионального отделения Российского психологического общества, которое объединяет шесть силовых ведомств области, в частности Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской обла-сти, Управление внутренних дел по Псковской области, 76 Воздушно-десантную дивизию, Управление Федеральной таможенной службы по Псковской области, Пограничное управление Федеральной службы безопасности по Псковской области, Управление Федеральной службы безопасности по Псковской области, а также научно-практическая лаборатория юридической психологии.

Волонтерское движение

Сотрудники, курсанты, студенты и слушатели нашего института участвуют в таких мероприятиях, как «Снежный десант», «Вахта Памяти». В канун праздника – Дня защиты детей – в институте ежегодно проводится акция «Доброе Сердце», в рамках которой организуются сбор средств и одежды для детей-сирот, а также поездки с концертами и ролевыми играми в школу-интернат для детей сирот г. Опочки.

Приоритетными целями работы этого направления будут прежде всего формирование здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи, а также ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение молодежи в работу по профилактике наркомании.

В числе возможных методов работы следует отметить проведение тре-нингов, мастер-классов и деловых игр, направленных на усиление личностных ресурсов, организация клубов общения, публикация статей в газетах и журналах областного и муниципального уровней, подготовка и выпуск тематической печатной продукции, проведение профилактической работы в школьных и детских дошкольных учреждениях, работа на дискотеках и в компьютерных клубах, работа с трудными подростками, включая посещение инспекции по делам несовершеннолетних и воспитательных колоний для несовершеннолетних, работа на игровых и спортивных площадках по месту жительства, в лагерях дневного пребывания, летних оздоровительных лагерях, в том числе летней темати-ческой смене «Школа волонтеров», работа с подростками в детских домах, активное привлечение новых членов волонтерского движения.

Планируется закрепление социальных объектов за волонтерскими группами, взаимодействие волонтерских групп с социальными службами города, разработка и реализация эффективных механизмов, форм и методов профилактической работы с различными целевыми группами детей и молодежи, осуществление обучения участников волонтерского движения, занимающихся профилактикой асоциальных явлений в молодежной среде и реализация информационно-разъяснительной и агитационно-пропагандистской деятельности, направленной на пропаганду здорового образ жизни, организация и проведение социально значимых мероприятий: проведение молодежных акций различной направленности, благоустройство города, благотворительные акции и т. п., взаимодействие с государственными органами и общественными коммерческими организациями, заинтересованными в осуществлении деятельности во-лонтерского движения.

Кроме того, курсанты института уже наладили отношения с организацией «Красный Крест» и совместно проводят в городе акции «Подпишись на ЗОЖ» или День против курения. В мае этого года в городе Пскове проходили курсы «Школы волонтеров», где наши курсанты по итогам занятий получили «Свидетельства о прохождении полного курса обучения школы волонтеров» и личные книжки волонтера. На протяжении всего времени обучения проводились занятия по профилактике наркомании, СПИДА, алкоголя, курения, специальные упражнения с целью лучше узнать друг друга, оценить поведение той или иной ситуации.

В настоящее время в институте разработан проект «Индивидуального наставничества над детьми, оставшимися без попечения родителей ,,Старший брат. Старшая сестра”» и начинается его реализация.

Основные цели и задачи проекта – объединение усилий сотрудников и работников, курсантов, студентов и слушателей института в оказание по-мощи детям, оставшимся без попечения родителей, а также создании полно-ценных жизненных условий и улучшение качества их жизни, обеспечение взаимодействия участников проекта, содействие формированию у участников проекта необходимых личностно-профессиональных качеств для осуществления поставленных задач деятельности, формирование таких человеческих и гражданских качеств, как милосердие, ответственность, доброта, забота о ближнем, вовлечение молодежи в участие в проекте, создание условий для самореализации участников, повышения их социальной активности, обеспечение условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, создание творческой атмосферы работы.

Тем не менее, несмотря на целый ряд нерешенных пока задач, за минувшее время удалось создать целостную структуру органов самоуправления (некоторые направления этой системы были созданы с нуля). Успешно зарекомендовали себя органы самоуправления в ходе проведения Международного научно-спортивно-творческого фестиваля курсантов, студентов и слушателей «Псковское вече» (в том числе и последнего).

Если говорить о работе органов самоуправления в целом, то необходимо отметить, что уже начата работа по ротации руководителей органов самоуправления с целью активизации работы всех без исключения общественных формирований, существующих в Псковском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний. На заседании ученого совета института было предложено внести поправки в нормативные документы, регламентирующие деятельность общественных формирований курсантов, студентов и слушателей, с целью увеличения требований к кураторам из числа сотрудников и работников института и руководителям из числа курсантов, студентов и слушателей, усилению их персональной ответственности за выполняемую работу, а также предусматривающие установление конкретных льгот и методов стимулирования.

Практически двухгодичный опыт деятельности органов самоуправления курсантов, студентов и слушателей показал, что председатель органов самоуправления, избираемый до этого из числа курсантов, студентов и слушателей, не способен справляться со столь ответственной работой, поэтому считаем целесообразным внести изменения в Положение об органах самоуправления курсантов, студентов и слушателей и избирать председателя всех органов самоуправления из числа адъюнктов института.

Проект индивидуальное наставничество над детьми, оставшимися без попечения родителей «Cтарший брат. Старшая сестра»

Каждому ребенку нужна забота и внимание. Также ему нужен взрослый, который станет для него примером во всем, тот, кто будет играть и веселиться вместе с ним, читать книги и делать уроки, кто подскажет решение в трудной ситуации и поведает о новом и интересном, будет заниматься спортом, а главное тот, кому можно доверить свои секреты и проблемы. Но есть дети, рядом с которыми нет такого человека. Истории жизни этих ребят различны. Одни сироты, другие живут в неполных семьях. Каждому из нас нужен настоящий друг. Особенно в таких друзьях, старших «братьях», нуждаются мальчишки, которые живут в детских домах и интернатах. Им в жизни очень не хватает примера настоящего мужчины, твердого слова, поступка. Обычно забота об одиноких детях лежит на плечах женщин. Они могут дать многое: создать уют, накормить, утешить, но никогда не дадут того, что может дать мужчина. Как бывает трудно порой, когда не с кем поговорить на «мужские» темы, задать волнующие вопросы! Очень сложно стать достойным мужчиной, мужем, отцом, если ты никогда не видел реальных жизненных примеров.

Ежегодно тысячи детей выходят за пороги детских домов-интернатов не в новую семью, а просто – в жизнь. Им исполнится восемнадцать, по закону они уже взрослые и сами будут обязаны заботиться о себе. А что они знают о внешнем мире? К сожалению, в интернате дети практически отлучены от всякого труда. Они никогда не готовят еду, в лучшем случае убирают постель, не моют посуду. Никогда не покупают зубную пасту, мыло, стиральный порошок, даже хлеб. Пять, десять, а то и все восемнадцать лет ребята живут за казенный счет в своей обособленной закрытой системе, отлученные от элементарных усилий по самообслуживанию. Их кормят, одевают, учат, порой водят в музеи и театры, возят летом на море. Словом, обеспечивают им уровень жизни, который доступен далеко не каждому ребенку из обычной российской семьи. Но они, увы, теряют все эти блага, выходя в мир, где они не приспособлены к обыденной жизни и где никому нет до них дела.

Мир таких детей может измениться к лучшему, если в их жизни появится старший «брат» или старшая «сестра» – настоящие друзья, которые помогут ребятам преодолеть трудности и просто весело проводить время. Дружба со взрослым помогает детям развиться и подготовиться к самостоятельной и полноценной жизни. Общение младшего (ребенка) и старшего (добровольца) строится на основе индивидуальных наставнических отношений под профессиональным руководством куратора. Плодотворные взаимоотношения наставнической пары могут продолжаться несколько лет в рамках программы и завершаются лишь при достижении ребенком совершеннолетия. Уникальность проекта в том, что старшие «братья» и «сестры» получают от дружбы с ребенком столько же отдачи – тепла, любви и внимания, сколько и сами дети!

Цель Проекта индивидуального наставничества – оказание помощи подросткам в адаптации к самостоятельной жизни, правил поведения вне стен детского дома.

Задачи Проекта:

  1. объединить усилия коллектива курсантов, студентов и слушателей федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» в оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей, а также создании полноценных жизненных условий и улучшении качества их жизни;
  2. обеспечить взаимодействие участников Проекта;
  3. содействовать формированию у участников Проекта необходимых личностно-профессиональных качеств для осуществления поставленных задач деятельности; формированию таких человеческих и гражданских качеств, как милосердие, ответственность, доброта, забота о ближнем;
  4. вовлечь молодежь в участие в Проекте;
  5. создать условия для самореализации участников, повышения их социальной активности;
  6. обеспечить условия для открытого доверительного общения, восприятия информации, создание творческой атмосферы работы;

Условия приема в участники Проекта:

Участником Проекта может стать любой человек из числа сотрудников, работников, адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», достигший 18-летнего возраста и желающий помогать детям.

Чтобы стать участником Проекта, необходимо:

  • пройти психологическое тестирование для выявления личностных качеств, необходимых при работе с детьми;
  • иметь желание и возможность общаться с ребенком несколько часов в неделю в течение года и более;
  • поддерживать ребенка в течение длительного времени;
  • быть терпеливым и внимательным;
  • пройти специальное обучение, включающее в себя изучение педагогических приемов и методов работы с детьми 7–15 лет, психологических особенностей детей этого возраста;
  • участвовать в ежемесячных супервизиях с представителями детского дома и психолога.

Кто может стать младшим «братом» или «сестрой»?

В Проекте могут участвовать дети от 7 до 15 лет из числа воспитанников Псковского детского дома.

Направления работы:

  • посещение кинотеатров, театров, музеев, прогулки, занятия спортом, общение;
  • оказание помощи при подготовке домашних заданий, изучении иностранных языков, занятии творчеством.

Пары «старший – младший» подбираются на основе схожести психологических характеристик, характеров, увлечений и личных пожеланий. Старший «брат» или «сестра» встречается со своим младшим «братом» или «сестрой» не реже, чем 1 раз в неделю, и проводит с ним 2–3 часа и более, исходя из потребностей и интересов ребенка.